Григориа́нское пе́ние (григорианский хорал), песнопения римско-католической церкви. Отбор, канонизация текстов и напевов были начаты в конце VI в. при папе Григории I (отсюда название). Сложилось в VIII-IX вв. Синтезировало интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племён. Языковая основа григорианского пения - латынь. Песнопения исполнялись мужским хором в унисон; мелодии строились в 8 средневековых ладах, записывались невмами, с XII в. - нотолинейной квадратной нотацией. Григорианские мелодии используются как тематическая основа многих духовных произведений (композиторы нидерландской школы, Палестрина, И. С. Бах, Ф. Лист, В. д’Энди).
* * *
ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - ГРИГОРИА́НСКОЕ ПЕ́НИЕ (григорианский хорал), песнопения римско-католической церкви. Отбор, канонизация текстов и напевов были начаты в кон. 6 в. при папе Григории I (отсюда название). Сложилось в 8-9 вв. Синтезировало интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен. Языковая основа григорианского пения - латынь. Песнопения исполнялись мужским хором в унисон; мелодии строились в 8 средневековых ладах (см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ) , записывались невмами (см. НЕВМЫ), с 12 в. - нотолинейной квадратной нотацией. Григорианские мелодии используются как тематическая основа многих духовных произведений (композиторы нидерландской школы (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА), Палестрина (см. ПАЛЕСТРИНА), И. С. Бах (см. БАХ Иоганн Себастьян), Ф. Лист (см. ЛИСТ Ференц), В. д"Энди (см. ЭНДИ Венсан д`) ).